Когда один из родоначальников хип-хопа Кертис Блоу (Kurtis Blow) в 1984 году выпустил свой сингл "Баскетбол" ("Basketball"), он фактически озвучил связь между хип-хопом и баскетболом, которая сегодня уже стала настолько сильна, что даже и сам Кертис не мог такого представить, когда писал те строчки.
Теперь, более 20 лет спустя, сочетание хип-хопа и баскетбола - это настолько же обычно, как и Вилл Смит (Will Smith) в очередном летнем блокбастере. И эта связь с каждым днем становится только крепче.
Когда запись Кертиса увидела свет, хип-хоп лишь только начинал свое развитие, да и баскетбол очень сильно отличался от сегодняшнего. 1984 год знаменит не только той песней, в этот год началась новая, современная эра в NBA (Национальной Баскетбольной Ассоциации). Впервые тогда в финале встретились сильнейшие и теперь уже легендарные Мэджик Джонсон (Magic Johnson) и Ларри Берд (Larry Bird), а Майкл Джордан (Michael Jordan) и Чарльз Баркли (Charles Barkley) стали 3м и 5м номером в драфте (наборе новичков) того лета. Именно они стали 4мя ключевыми фигурами, которые преобразили NBA из "лиги черных наркоманов, которым очень сильно переплачивают" в одну из лучших мировых спортивных ассоциаций.
Песня "Баскетбол", определенно, обозначила начало эры слияния этих двух культур. Хип-хоп и баскетбол всегда шли бок о бок, потому что, безусловно, они имеют очень много общего. И там, и там все начинается с борьбы и соревнования, в первую очередь, с самим собой - будь то складывание рифм на бумаге или отработка техники на пустой площадке. Ты начинаешь один, ты начинаешь сам. И вопрос заключается только в твоем упорстве и твоем таланте. Здесь определенно существует и духовная связь, единство и слияние артиста и искусства, баскетболиста и мяча, рэппера и рэпа. Двое становятся одним. Как сказал Нас (Nas), "Все что мне нужно - это только микрофон".
Когда Майкл Джордан впервые в качестве новичка, прибыл в 1985 году на игру всех звезд (NBA All-Star Game), на нем не было стандартной для всех тренировочной формы Восточной конференции. На нем был его собственный тренировочный костюм Nike Air Jordan. Кроме того, Майкл всегда любил носить и золотые цепи. А когда он одел к тому же и свои кроссовки Air Jordan, лига не просто оштрафовала его, но и вообще запретила ему их одевать. Хотя, несмотря ни на что, он все равно продолжал их носить. И во многом благодаря именно этому, и разговорам и слухам вокруг его обуви и вокруг его необычной и совершенно новой манеры игры, и он сам и его кроссовки моментально стали просто легендарными.
Вызов, который бросил Джордан лиге в начале своей карьеры, мало чем отличался от того, что делали тогда в музыке Run-D.M.C. И кроссовки Air Jordans вместе с Adidas'овскими "Shell Toe", продвигаемыми Run-D.M.C., тогда стали просто незаменимыми атрибутами в гардеробе любого рэппера. Бритая голова Майкла и его мешковатые шорты стали эталоном, как на площадке, так и вне ее. Он был не просто законодателем моды, но и молодым мятежником, который пришел заработать денег и показать свое превосходство над другими в игре. Те же самые принципы легли и в основу хип-хопа.
Как и любой другой начинающий, которому удается закрепиться и остаться, Джордан полностью прошел путь от независимого бунтаря в свои ранние годы до становления ключевой фигурой высшего порядка. В течение своей карьеры ему пришлось пройти сквозь все преграды, в том числе и расистские. И, когда Майкл в 2003 году уже в третий раз уходил из большого спорта, было уже много игроков, которые ненавидели даже одно его существование. Как и все, он по-своему прошел свой путь от повстанца до легенды.
И это, в принципе, мало чем отличается от того, как, например, Chuck D из Public Enemy, недавно возвращавшийся в рэп, критиковал молодое поколение хип-хоп артистов за то, что они сделали с культурой, которую он так когда-то старался создавать.
Джордан в баскетболе - как "Original Gangsta" в рэпе, и его способность использовать свое имя для пополнения банковского счета - это то, к чему придет и хип-хоп. И хотя, ближе к концу его прославленной карьеры ему и приписывали много отрицательных качеств, определенно его стоит воспринимать как основоположника слияния энергии хип-хопа и мяча.
И если Джордан все это делал все-таки в рамках прилиичного, то были и другие - например, хулиганские манеры великого Чарльза Баркли (Charles Barkley) были даже увековечены в одной из песен Chuck D:
"Simple and plain Give me the lane I'll throw it down your throat like Barkley" - в одном из ранних треков Public Enemy "Rebel without a pause".
И даже вне площадки Баркли был "верен делу". В расцвете своей карьеры он охарактеризовал себя как "ниггер 90х". А вскоре после этого, он снялся в рекламе Nike, где заявил, что он не образец для подражания, приписывая все свои отрицательные качества лично себе, а не потому что он чернокожий спортсмен и они все так делают.
И всегда Баркли оставался верен делу, участвуя в драках в барах, выбрасывая людей через окна, отказываясь извиняться… Несмотря на его богатство и известность Чарльз стал воплощением хип-хоп понятия "I'm gonna do me" (Я сам себя сделаю) и рэпперы любили его за это. Хотя позже, он потерял немного уважения, когда заявил, что хочет стать губернатором Алабамы от республиканской партии. Похоже, что Баркли решил измениться.
Точно такие же этапы развития были и в баскетбольной лиге в колледжах. Команда Runnin' Rebels из колледжа UNLV конца 80х - начала 90х, проповедовала в баскетболе бандитское поведение, как N.W.A. - в музыке. Rebels всегда вели себя на площадке крайне вызывающе. Их пугающие уличные манеры были как у Detroit Pistons во время их господства в качестве "Плохих парней". Ларри Джонсон (Larry Johnson) и Стэйси Омон (Stacey Augmon) были главными звездами в команде, но нельзя не отметить и Мосеса Скури (Moses Scurry), который кричал так громко, как только мог, каждый раз, когда делал подбор.
Команда из UNLV вселяла страх в сердца оппонентов, и, как и Майк Тайсону, им было не достаточно просто победы, они должны были уничтожить своего соперника.
Была и еще одна знаковая команда - "Волки" (Wolverines) из мичиганского университета, которая объединила баскетбол и хип-хоп, как никакая другая. С двумя детройтскими лидерами Крисом Вебером (Chris Webber) и Джаленом Роузом (Jalen Rose) во главе, "Великолепная пятерка" установила свое полное превосходство в лиге колледжей под руководством тренера Стива Фишера (Steve Fisher). Пятеро подростков с бритыми головами, в особо больших висящих шортах, черных носках и вызывающей развязанностью были прямо, как из хип-хоп клипа. Благодаря огромному влиянию этой "Великолепной пятерки" на молодежь, мичиганские баскетбольные майки и вся прочая баскетбольная атрибутика стали неотъемлемой частью нового хип-хоп поколения.
Известен также случай, когда после таймаута, "Великолепная пятерка", вместо традиционного лозунга "Защита!", пошла в бой с возгласом "Порвем их всех" ("Let your nuts hangs"), цитируя рэппера Scarface'a из группы Geto Boys.
С середины 90х стиль хип-хоп в Америке сместил все остальные формы популярной музыки, и оказалось так, что многие из новоиспеченных баскетболистов-миллионеров выросли именно под хип-хоп. Когда Шакил О'Нил (Shaquille O'Neal) был новичком в команде Orlando Magic, его пригласили в шоу "The Arsenio Hall Show", где он исполнил куплет совместно с рэп-группой Fu-Schnickens. Единство, о котором раньше только говорили, стало реальностью.
Позже, Шакил даже выпустил несколько хип-хоп альбомов, более того, его примеру последовали и некоторые его коллеги. Однажды они даже объединились и выпустили сборник "The NBA's Best Kept Secrets" (правда, ужасно слабый), где ряд игроков NBA пытались продемонстрировать свои рэпперские способности. Этот диск подтвердил мнение о том, что от своей основной работы им лучше не отказываться.
Когда в 1996 году в команду Philadelphia 76ers взяли Аллена Айверсона (Allen Iverson), переплетение хип-хопа и баскетбола стало еще более интересным. Ален стал живым воплощением рэппера в баскетбольной форме. Следуя своему собственному, сопряженному с тюремным, стилю, на его голову всегда украшали многочисленные ряды косичек, а тело - огромное количество татуировок. Он отказался себя вести так, как положено звезде его масштаба, и даже однажды, когда он ехал в компании друзей, полиция нашла в его машине пистолет и пакет с марихуаной. Его линия одежды, выпускаемая компанией Reebok, называется "Answer" и его ответ всему миру ненавистников - его неизменное "Меня не волнует ничего" ("I don't give a fuck").
Руководство NBA посчитало имидж Айверсона настолько неподходящим, что на очередной обложке официального журнала лиги "Hoop", где и был изображен Аллен, они замазали все его татуировки. Но Айверсон, также, как и Джордан и Баркли, действовал исключительно по-своему. Еще более широкие и мешковатые шорты, чем раньше, к которым он приучал и других игроков лиги, обошлись даже некоторым (включая таких суперзвезд, как Шакил О'Нил (Shaquille O'Neal), Коби Брайант (Kobe Bryant), Трэйси МакГрейди (Tracy McGrady), Стефон Марбури (Stephon Marbury), Кевин Гарнетт (Kevin Garnett) и Рашид Воллас (Rasheed Wallace)) в копеечку, когда NBA оштрафовало их "за ношение слишком длинных шортов".
Особенно последовал по стопам Айверсона - Воллас.
Рашид Воллас был игроком старой закалки, и его стиль и общий вид, говорили о том, что он рэппер. Он носил повязку на голове как это делали раньше и заправлял майку в свои широченные шорты.
Он вернул популярность кроссовкам Nike Air Force I, которые были модны в 80х, также как снова вернулись в моду Jordans и адидасовские "Shell Toes". Кроме этого, у Рашида было и свое хип-хоп шоу на местной портландской радиостанции и однажды у него даже был конфликт с рэппером E-40, когда в одном из интервью Воллас не очень хорошо отозвался о его музыке. E-40 ответил ему трэком "Record Haters", припевом в котором были слова "What's that nigga's name? Rasheed Wallace!"
Воллас стал привлекать к себе много внимания еще во многом благодаря и многочисленным техническим фолам, которые он стал получать. Он всегда отличался от остальных, и однажды дела пошли настолько плохо, что судья Рон Гарретсон (Ron Garretson) дал ему технический фол за то, что Рашид "посмотрел на него с издевкой". И этот случай был далеко не единичным, многие судьи NBA объявили Волласа "вне закона".
Однако, судьба распорядилась так, что последним все-таки посмеялся Рашид. В сезоне 2003-2004 года он перешел из портландской команды в детройтскую - Detroit Pistons и оказалось, что именно его-то им и не хватало, чтобы выиграть чемпионский титул. В 2004 году в финале они отняли корону у именитых Los Angeles Lakers.
И теперь уже никто не сомневается, что хип-хоп и баскетбол - это одно целое. То, что происходит на площадке, тут же находит свое отражение в музыке. И точно также и наоборот - то, что происходит в музыке - находит свое отражение на площадке. И многие вещи, которые раньше считались спорными и вызывали сомнения, сегодня уже стали обычным делом.
Сегодня так много игроков носят косички на голове и украшают свое тело татуировками, что это даже больше и не новость. Мастер Пи (Master P), знаменитый хип-хоп магнат, не так давно пробовал попасть в состав некоторых команд NBA, в то время как хип-хоп доносится из колонок почти каждой баскетбольной арены. А неделя матча всех звезд (NBA All-Star weekend) уже давно стала мероприятием, в котором принимают участие самые лучшие и самые яркие звезды из обоих этих миров.
По мере того, как в лигу приходят новые игроки, такие как ЛеБрон "Прямо из школы" Джеймс (LeBron "Straight Outta High School" James), NBA становится все моложе и моложе и хип-хоп попадает уже непосредственно и в сам процесс игры. Jay-Z сделал карьеру рэппера благодаря тому, что сочинял одни из самых немыслимых и умопомрачительных рифм, часто, кстати, сравнивая себя с Майклом Джорданом во время игры. Теперь Jay-Z принадлежит значительная часть акций команды New Jersey Nets, которые в скором должны перебраться в так горячо любимый рэппером Бруклин.
И даже несмотря на то, что сегодня все равно остаются противники этого великого слияния двух культур, это уже не играет никакой роли. Хип-хоп и баскетбол сегодня идут также тесно, как тесно сидит костюм женщины-кошки на Халли Бери (Halle Berry), и нет никаких причин для того, чтобы это как-то изменилось в ближайшем будущем. Связь, начинавшаяся на уличных площадках и кассетных магнитофонах, сегодня уже далеко перешла границы бедных районов и оказывает свое влияние не только по всей Америке, но и по всему миру.
Сегодня молодые парни смотрят одинаково и на NBA, и на рэп, как на реальные способы выбраться из бедности и заработать себе имя и славу. В то время, как они идут "по дороге за богатствами и бриллиантовыми перстнями" ("on the road to riches and diamond rings"), как сказал Jay-Z, они воплощают "американскую мечту" в реальность.
|